КИТАЙСКАЯ МЕДИЦИНА НАРОДА МЯО

В Китае много национальностей и на протяжении длительной истории у каждой из них сложился свой образ жизни, отражающийся в особенностях питания, одежды, в обычаях и обрядах. Особенно интересна национальность Мяо (мяочан).
 
 Мяо (мео), или хмонги  — группа народов в южном Китае, северном Вьетнаме, Лаосе, Таиланде, Мьянме общей численностью около 11 млн чел. Говорят на языках мяо семьи мяо-яо, по религиозным воззрениям — анимисты (шаманизм).
 Большинство мяо проживают в Китае (7,65 млн чел.), во Вьетнаме проживает 550 тыс., в Лаосе — 200 тыс., в Таиланде — 120 тыс. чел. Мяо — пятая по численности среди 56 этнических групп, официально признанных в Китайской Народной Республике.

 Одна из версий происхождения названия «мяо» утверждает, что оно восходит к мяуканью кота, якобы диалект Хмонгов (самоназвание; они же Мяо в КНР) напоминал китайцам именно этот звук. Ещё одна версия предполагает, что иероглиф и название может восходить к «кошачьей цепкости», указывая на то, что мяо искусные скалолазы. Языки семьи мяо-яо взаимонепонимаемы, существует множество диалектов.

 Районы проживания в Китае: провинции Гуйчжоу, Хунань, Юньнань, Гуанси, Сычуань, Хайнань, Хубэй, Гуандун. 48,1 % — в провинции Гуйчжоу,21,49 % — Хунань,11,67 % — Юньнань,24 % — Хубэй,1,65 % — Сычуань,1,35 % — Гуандун,0,69 % — Хайнань, а также 5,62 % — в Чунцине и 5,18 % — в Гуанси-Чжуанском автономном районе.

 Мяочане – одна из древнейших народов Юго-Восточной Азии.  Историческая область его формирования — Гуйчжоу. В Южном Китае предки мяо известны со 2-го тыс. до н. э. В исторических летописях более чем 4-тысячелетней давности есть упоминание о роде или племени "наньмань”, среди которых были и предки мяочан. Народ мяо поклоняются своему предку – Чи Ю, который согласно преданиям, то вступал в союз, то воевал с Хуанди (Желтым императором) и императором Яньди. Предки современных мяо входили в состав племенного союза сань мяо, занимавшего территорию на востоке современной провинции Хунань и западе провинции Гуйчжоу. Ими было создано государство Чу, игравшее важную роль в истории южных районов Китая.

 Первоначально термин «мяо» употреблялся расширительно, для названия ряда не всегда родственных между собой народов Южного Китая. Начиная с конца 1-го тысячелетия н. э. он связывается преимущественно с предками современных мяо. Переселения мяо не прекращались как по Китаю, так и в стране Юго-Восточной Азии вплоть до начала XX века.

 Предки современных мяо входили в состав племенного союза сань мяо, занимавшего территорию на востоке современной провинции Хунань и западе провинции Гуйчжоу. Ими было создано государство Чу, игравшее важную роль в истории южных районов Китая. В начале XX века христианскими миссионерами предприняты попытки создать для языков мяо письменность. В 1956 для китайских мяо были разработаны три вида письменности для разных языков.

 Основное традиционное занятие: террасное поливное, пашенное и мотыжное земледелие (рис, овощи, бобовые), на богаре — кукуруза, гречиха, конопля и др. Важную роль сохраняют скотоводство, птицеводство, лесоводство (рубка и сплав леса), охота, собирательство. Традиционное жилище — наземное свайное или полусвайное (на склоне горы), преим. деревянное, крыша соломенная или черепичная. В двухэтажном жилище нижний этаж для скота, верхний — жилой.

 Мужской костюм — прямозастежная куртка и короткие штаны, женский — двубортная кофта и несшитая юбка, сильно различались по регионам, обычно богато украшенная вышивкой и батиком, с большим кол-вом серебряных украшений. Основа пищи — рис, мясо, рыба, масло растительной. По уровню развития социально-экономических отношений мяо мало чем отличались от соседних китайцев. Деревня строилась по общинно-патронимическому принципу. Семья малая, моногамная, патриархальная, сохранялись пережитки кросскузенного брака. Глава патронимии одновременно выполнял функции жреца. Во главе деревни стоит старейшина, и говорят, что всех девушек этих племен по-прежнему обучают колдовству, а юношей - умению охотится в горах.   

 Традиционно была вера в добрых и злых духов, в каждом предмет имелся свой дух (куенг), высшим духом почитался дух грома. Существовал культ предков, постепенно стали распространяться даосизм и буддизм, начиная со второй половины XIX века работу вели католические миссии. У мяо свое летоисчисление. В Новый год, который приходится на период сентябрь-декабрь по лунному календарю и празднуется в течение двенадцати дней, совершается жертвоприношения в поле, дома, устраивается бой быков, лошадиные скачки, танцы с барабаном. Богато народное творчество.

 Мяо славились как бесстрашные воины и имеют богатую самобытную культуру. Согласно мифологии племя Мяо произошло от собаки. В мифе повествуется, что однажды правитель большой страны вел тяжелую войну с сильным врагом. Не надеясь уже на победу, он объявил, что тому, кто победит вождя врагов он отдаст в жены свою дочь — принцессу. Вскоре с головой врага пришла жившая во дворе пятицветная собака Паньху. Императору пришлось отдать за нее дочь. Пес увел жену на юг в горы, где у этой пары появились потомки — Мяо. В честь предка Паньху стали проводить празднества, а женщины носить головной убор, похожий у одних Мяо на уши собаки, у других на головной убор принцессы.

 Общепризнанно, что предки народа мяо внесли значительный вклад в развитие восточноазиатской цивилизации. Некоторые этнографы считают даже, основываясь на исторических хрониках, что именно мяо явились создателями такого способа выращивания сельскохозяйственных культур, как поливное земледелие.
 
 Пантеон мяо состоит из духов местности (скал, полей, деревьев, ручьёв и т. д.), дома и категорий более высокого ранга: духа земли Сиеншена, духа гор Лушена, духа грома Лонгвана и наиболее могущественного - владыки неба -- Анга. Согласно мифу мяо о создании мира, некогда земля и воды были соединены и всё окутывал мрак. Высший дух разделил сушу и воды, поднял небо и подпёр его серебряным столбом, создал небесные светила. Потом слепил из грязи тело человека, создал из неё животных и растения. 

 Мяо создали свою медицину на основе своих представлений о строении мира. Медицина уходит своими истоками в знахарство. Знахари лечили болезни главным образом молитвами и заклинаниями, однако постепенно они начали применять лекарства (вино, целебные травы и т. д.). Согласно медицинской теории болезни человека возникают вследствие воздействия на организм 6 факторов - яда, слабости, травм, несварения желудка, бактерий, вредных насекомых. Лечение болезней осуществляется путем изучения пульса, прослушивания голоса, осмотра цвета лица, расспроса о состоянии болезни. 
Ими было выделено 36 внутренних болезней, 72 внешних болезней, более 20 способов лечения.  К сожалению, медицина Мяо не получила развития и многие способы лечения болезней безвозвратно утеряны. Тем не менее народ Мяо внес большой вклад в историю развития медицины Китая. 

 Мяо верят, что душа может уйти от человека или попасть в плен к злым духам, что и приводит к болезням. Ритуалы,  проведенные шаманами-целителями, должны защитить душу от похищения духом умершими. Больной может  иметь кучу болезней, по западным меркам, но шамана это не  очень заботит. Его задача — вернуть сбежавшую душу больного. «Доктора хорошо лечат тело, — говорят Мяо, — но душу лечит шаман».

 В медицине народности Мяо часто употребляются лекарства, изготовленные из целебных трав и мяса и костей животных, употребляются также препараты минерального  происхождения. Лекарства в медицине Мяо подразделяются на три вида – горячие, холодные и теплые. Горячие средства используются для лечения болезней холодного характера, холодные - для лечения болезней знойного характера, а теплые имеют тонизирующие функции. Согласно неполным данным статистики, на сегодняшний день лекарства медицины народности Мяо насчитывают 1500,  препаратов, наиболее часто употребляемых – 200. 

 Медицина народности Мяо распространена, главным образом, в горных районах, где компактно проживают мяочане. В разных районах существуют разные правила применения лекарств. В горах популярно использование таких лечебных средств, как жимолость, крупноцветковый платикодон и другие. В последние годы в Китае в районах, где компактно проживают мяочане, созданы базы по выращиванию целебных трав, таких, как  высокая пузатка, кокосовидная пория и т. д.    
      
 В нашей компании медицина народа Мяо представлена травяными лечебными  пластырями , имеющими патенты на изобретение Китайской Народной Республики и удостоенные Почетной грамотой КНР в номинации  «Уникальные лекарственные препараты».

ОтменитьДобавить комментарий